Методы преподавания географии в школе - Методика обучения географии

Автоматическая выдача свидетельства о публикации в официальном СМИ сразу после добавления материала на сайт - Бесплатно. Предмет, методы и задачи методики преподавания географии в школе. Предмет исследования — школьная география как особая педагогическая конструкция научного знания и процесс обучения, воспитания и развития школьников посредством ознакомления их с основами географической науки. Методика обучения географии — одна из педагогических наук.

Главный предмет ее изучения — общественный процесс обучения основам географии с элементами смежных наук, таких как экология, геология, экономика и т. Процесс обучения географии имеет свои конкретные особенности. Важнейшие задачи методики обучения географии: Отбор знаний о естественнонаучных основах рационального природопользования, об охране окружающей среды; разработка приемов формирования этих знаний.

Разработка теоретических и методических вопросов методической науки положение в системе педагогических наук, связь с практикой.

Методика преподавания географии | Кумушкан Абдимажитова - mebel-faina.ru

Изучение закономерностей развития, использование методов исследования, условий повышения эффективности методических исследований, сопоставление обучения и научного познания. Проблемы методики преподавания географии: Каково содержание школьной географии, т. Каковы методы и формы обучения, т. Каковы средства обучения географии, т. Методика преподавания географии является педагогической наукой, построенной с учетом возрастных особенностей.

Одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить современный уровень развития и достижения системы географических наук. Это выразилось в экономической, экологической и гуманитарной направленности содержания образования, интеграции физико-географических и экономико-географических знаний.

Главные исторические моменты становления географии и методики ее преподавания в школе. Построение, содержание и цели географии. Школьная география включает физическую относящуюся к предметам естественнонаучным и экономическую географию относящуюся к гуманитарным наукам. Изучаются элементы других наук, тесно связанные как с землеведеньем, так и с региональной географией — климатологии, геологии, океанографии, палеогеография, демография и др. Объединяющий характер носят страноведенье и картография.

Содержание курсов в основном разработано в е годы, но постоянно совершенствуется, что находит отражение в новых учебниках и программах.

В основе курса лежит логика, которая обеспечивает последовательность формирования научных знаний, их расширение и углубление, усвоение ЗУН. Логика учитывает взаимозависимость между науками, составляющими основу школьной географии.

В зависимости от учебного заведения, профильности и на основе вариативной части могут быть изменения учебного плана. Курс географии насыщен практическими работами, обеспечивающими активность, самостоятельность учащихся, развивающих творчество и способствующих сознательному усвоению ЗУН. Основное направление совершенствования курса школьной географии - усиление научности и обеспечение доступности, изъятие усложнённой и второстепенной информации, усиление развивающего и воспитательного потенциала.

Содержание географии определяется учебной программой и раскрывается в учебниках. Однако специфика содержания школьной географии в том, что учителю нельзя ограничиваться лишь учебником. Желательно использовать дополнительный материал для связи обучения с жизнью, конкретизации теоретических знаний, усиления воспитательного воздействия краеведческие материалы, сведения из периодической печати, радио, телевидения, географической хрестоматии и т.

Специфика географии еще и в том, что большинство изучаемых объектов и явлений — это конкретные объекты и явления. Их можно изображать в виде моделей, наглядных пособий, некоторые увидеть в натуре, что способствует сознательному усвоению географических знаний. Почти за всеми географическими знаниями мыслится реальная географическая действительность. Содержание географии определяет характер педагогической деятельности учителя и познавательной деятельности учащегося.

Содержание географии также определяется принципами гуманизации, социологизации и экономизации. Особенность традиционной программы — отражение структуры географической науки в структуре школьной географии.

Она имеет линейно-ступенчатое построение. Каждый курс изучается в течении одного года. Обеспечивается преемственность между курсами, постепенное усложнение учебного материала и формирование системы знаний. География — дисциплина, которая одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества, она тесно связана с экономикой, демографией и социологией. Это позволяет говорить о значительной роли дисциплины в образовании, развитии и воспитании школьников.

Цели географического образования широки и многообразны. Они определяются тремя направлениями: Способствование нравственному воспитанию учащихся, воспитанию экологической культуры, чувства патриотизма. Способствовать формированию активной жизненной позиции, ориентации в выборе жизненного пути. Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, речи, наблюдательности, др.

Методика обучения географии в средней школе

Изучение географии должно быть максимально приближено к реальности, направлено на осмысление окружающей действительности, текущих событий, современного международного положения. Одной из основных задач является осмысление природных и общественно-экономических закономерностей. Важным является осмысление терминологии, развитие умения работать с картой.

Внутрипредметные и межпредметные связи и х роль в формировании профессиональных знаний географии. Методика преподавания географии связана с множеством других дисциплин.

Основную роль при разработке содержания школьной географии играет связь с географическими науками. Школьный учебный предмет — это педагогическая проекция науки на основе учёта возрастных особенностей школьников их подготовки. В современной школе изучают физическую и экономическую географию. Внутрипредметные связи обеспечивают согласованность изучения разных курсов географии, обеспечивают преемственность в формировании ЗУН Они заключены в системе знаний геолого-геоморфологических, климатологических, гидрологических, и др.

Межпредметные связи предполагают согласованное изучение разных учебных предметов. Они отражают процесс интеграции различных дисциплин, а также основываются на системе методов. Среди методов обучения особую роль играет картографический в виде системы приёмов работы с картойкарта — один из главных источников информации, что отражает связь методики преподавания географии и картографии.

Широко используется работа со статистическими материалами, что соответствует статистическому методу исследований. Полевые методы работы представлены в школе экскурсиями, наблюдениями и др. Наиболее тесными связями методика преподавания географии обладает с дидактикой. Она опирается на дидактику как на общую научную основу методики всех учебных предметов.

В соответствии с дидактическими законами и принципами строится система методов обучения, форм обучения. В свою очередь, методика географии обогащает дидактику выявляя пути и особенности успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии. Безусловно, важна и закономерна связь методики преподавания географии с психологией.

Она опирается на данные педагогической и возрастной психологии о психофизиологических особенностях учащихся разных возрастов. Знание психологических особенностей и закономерностей способствует выбору наиболее эффективных средств и методов обучения и воспитания. Данные используются при разработке мотивов учения, развития познавательного интереса, опыта творческой деятельности. Талызина о поэтапном формировании умственных действийН. Богоявленский о стимулировании умственного развитияВ.

Эльконин о роли обобщений в усвоении теоретических знаний. Также укрепляются связи методики преподавания географии с логикой. Законы логики используются при построении системы понятий и умений в школьном курсе географии, при разработке системы средств обучения и т. Процесс обучения школьников географии. Отбор знаний о естественно - научных основах рационального природопользования, об охране окружающей среды; разработка приемов формирования этих знаний.

Процесс обучения — совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на усвоение системы знаний, умений, решение задач воспитания и развития. Процесс обучения предполагает педагогическую деятельность учителя и познавательную деятельность учащегося. Познавательная деятельность учащихся — усвоение ими географических знаний и умений, развитие их умственных способностей, познавательных интересов.

Одновременно осуществляется формирование научного мировоззрения школьников, их нравственных качеств. Все это обеспечивается организацией и направленной деятельностью учителя. Учащиеся в процессе обучения проходят путь от восприятия к абстрактному мышлению и от него к практике.

Процесс усвоения знаний идет в двух направлениях: Поэтому на разных этапах обучения знания находятся на различных стадиях формирования, как по объему, так и по степени усвоения. Структура и принципы построения процесса обучения географии в школе. Процесс обучения включает следующие звенья: Географические знания и пути их формирования.

Знания — это отражение внешнего мира как идеальное воспроизведение в языковой форме объективной действительности. Согласно группировке учебных предметов известных дидактов Л. Журавлева, география входит в число предметов вместе с физикой, химией, биологией, историейгде главным элементом содержания образования служат научные предметные знания. Составляя костяк учебного предмета, знания наиболее полно представлены в школьной программе по географии, занимая большую часть ее текста.

Географические знания неоднородны по своим функциям, особенностям усвоения и способам изложения в учебнике. Отражают суть объектов и явлений, определяют их особенности, внутренние связи и отношения. Законы, теории, причинно-следственные связи, понятия, закономерности.

Сегодня повышение научного уровня школьной географии идёт за счёт увеличения доли теоретических знаний. Географические умения и пути их формирования.

Пособие-конспект . "Методика преподавания географии"

Умения и навыки — это способы деятельности, посредством которых учащиеся оперируют полученными знаниями, применяют их при решении учебных задач и приобретают новые знания.

Применение умения требует обдумывания, для него не характерен автоматизм. В отличие от этого навык трактуется в педагогической и методической литературе как способ деятельности, выполняемый автоматически, но под контролем внимания.



Авторизация
Вход